Как распознают артефакты в науке?

Начать новую тему   Ответить на тему

Перейти вниз

Как распознают артефакты в науке?

Сообщение автор Михаил Полянский в Вс Сен 05, 2010 1:14 am

Сначала определения:

http://voluntary.ru/dictionary/589/word/%C0%F0%F2%E5%F4%E0%EA%F2
АРТЕФАКТ СТАТИСТИЧЕСКИЙ- англ. artifact, statistical; нем. Artefakt, statistischer. Род артефакта исследования при сборе и обработке статистич. данных.

АРТЕФАКТ ИССЛЕДОВАНИЯ - англ. artifact, research; нем. Forschungsartefakt. Процесс, явление, образование, не свойственные изучаемому объекту как таковому и возникающие в ходе его исследования вследствие применяемых теорий, методов, инструментов, организационных приемов.

http://psychology.net.ru/dictionaries/psy.html?word=66
Артефакт (от лат. artefactum — искусственно сделанное) — факт, не характерный для естественного течения данного процесса и вызванный искусственно. В экспериментальной психологии под артефактом подразумеваются данные, порождаемые самой методикой изучения процесса и на деле ему не свойственные. В криминальной психологии артефактом называют искусственно вызываемые (например, с целью симуляции) процессы и состояния.

http://vocabulary.ru/dictionary/30/word/%C0%D0%D2%C5%D4%C0%CA%D2
1. В культурно-исторической психологии А. - искусственное средство деятельности: орудия и знаки (в т. ч. слово, символ и т. д.). Син. (но не всегда) медиатор. Следует пояснить, что человек в своей деятельности и жизни пользуется не только искусственными средствами, но и природными (напр.: энергией ветра, солнечным теплом, пещерами, тенью от дерева и т. п.). Кроме того, термин "медиатор" относится к людям-посредникам в разных сферах деятельности.
2. В широком смысле А. - любые продукты (и даже отходы) жизни и деятельности человека. Иногда из предельно широкого понимания А. выделяют в особую категорию духовные продукты (ментифакты), в силу чего А. - это любой материальный объект культуры, в т. ч. измененный человеком природный объект. А. и ментифакты противопоставляются натурфактам.
АРТЕФАКТ эксперимента (от лат. arte - искусственно factus - сделанный) - эффект в эксперименте, возникающий вследствие дефектов методики проведения опыта. Так, в психологических экспериментах А. являются моменты внушения испытуемому тех или иных показаний, в электрофизиологии - токи от помех и т. п.

И как же распознать, например, в физике, что есть факт, а что есть артефакт?
avatar
Михаил Полянский
Admin

Сообщения : 3299
АКТИВНОСТЬ : 8754
РЕПУТАЦИЯ : 25
Дата регистрации : 2009-09-16
Возраст : 56
Откуда : Москва

Вернуться к началу Перейти вниз

Re: Как распознают артефакты в науке?

Сообщение автор ??????? в Вс Сен 05, 2010 1:32 pm

И как же распознать, например, в физике, что есть факт, а что есть артефакт?
Думаю, что подтверждением наличия обнаруженного феномена другими исследователями с помощью иной методики и, возможно, на иной приборной базе.
То есть, это то, против чего протестуют альты всех калибров.
А ведь
Процесс, явление, образование, не свойственные изучаемому объекту как таковому и возникающие в ходе его исследования вследствие применяемых теорий, методов, инструментов, организационных приемов.
В этот список нужно включить и личность исследователя. С разными...э-ээ..особенностями. Иногда очень специфическими.:))

???????
Гость


Вернуться к началу Перейти вниз

Re: Как распознают артефакты в науке?

Сообщение автор Михаил Полянский в Пн Сен 06, 2010 12:50 am

Михалыч пишет:
И как же распознать, например, в физике, что есть факт, а что есть артефакт?
Думаю, что подтверждением наличия обнаруженного феномена другими исследователями с помощью иной методики и, возможно, на иной приборной базе.
То есть, это то, против чего протестуют альты всех калибров.
Это верно уже потому, что воспроизводимость результата эксперимента (опыта в данных) влечёт за собой условия не учтённые в первом опыте, а зато подтверждает наличие факта. Тут мне интересно вспомнить, что разные группы по разным своим лабораторным условиям спорили (очень смешно у них это получалось), как изменятся полуширина спектра (гауссова) в сторону убывания от энергии или в сторону возрастания... При этом сам эффект не обсуждался - видели его - а вот полуширина как же..:о)
Михалыч пишет:А ведь
Процесс, явление, образование, не свойственные изучаемому объекту как таковому и возникающие в ходе его исследования вследствие применяемых теорий, методов, инструментов, организационных приемов.
В этот список нужно включить и личность исследователя. С разными...э-ээ..особенностями. Иногда очень специфическими.:))
Не включают и до сих пор... :о(
avatar
Михаил Полянский
Admin

Сообщения : 3299
АКТИВНОСТЬ : 8754
РЕПУТАЦИЯ : 25
Дата регистрации : 2009-09-16
Возраст : 56
Откуда : Москва

Вернуться к началу Перейти вниз

Re: Как распознают артефакты в науке?

Сообщение автор Михаил Полянский в Пн Сен 06, 2010 1:17 am

Спасибо Михалычу за искомую завязку обсуждения.
Поставили мы на лабораторный стол, откованную по известным нам и всем технологиям - установку экспериментальную (сегодня) - получили, например, кватующееся переотражение лазерного луча в зависимости от малого наклона друг к другу почтипараллельных зеркал - что вы скажете (?)... - А ничего - нет доселе данных...
А ведь квантуемость есть - пусть проверят независимые группы!
Так вот в чём тут дело - групп (независимых особо) на всех нас - НИКОГДА... не хватит!
Отсюда и следует распознавание артефакта в зачатке - это интересная тема, как мне приснилось, может быть...
avatar
Михаил Полянский
Admin

Сообщения : 3299
АКТИВНОСТЬ : 8754
РЕПУТАЦИЯ : 25
Дата регистрации : 2009-09-16
Возраст : 56
Откуда : Москва

Вернуться к началу Перейти вниз

Re: Как распознают артефакты в науке?

Сообщение автор Спонсируемый контент


Спонсируемый контент


Вернуться к началу Перейти вниз

Вернуться к началу


 
Права доступа к этому форуму:
Вы можете отвечать на сообщения