Две задачки на деление отрезка на части.
Участников: 4
Страница 1 из 2
Страница 1 из 2 • 1, 2
Две задачки на деление отрезка на части.
Найдём кратчайший алгоритм решения задачки из 6-го класса?
Условие: Число 120 разбито на три части. Первая часть относится ко второй как 1/2, вторая часть относится к третьей части как 3/4. Вычислите эти части.
p/s У меня есть решение, но не знаю, насколько короткий алгоритм.
Условие: Число 120 разбито на три части. Первая часть относится ко второй как 1/2, вторая часть относится к третьей части как 3/4. Вычислите эти части.
p/s У меня есть решение, но не знаю, насколько короткий алгоритм.
Последний раз редактировалось: Михаил Полянский (Вт Апр 10, 2018 7:27 pm), всего редактировалось 1 раз(а)
Михаил Полянский- Модератор
- Сообщения : 3816
АКТИВНОСТЬ : 11656
РЕПУТАЦИЯ : 35
Дата регистрации : 2009-09-16
Возраст : 62
Откуда : Москва
Re: Две задачки на деление отрезка на части.
Мне кажется, что так и формулизуем, как написано словами.Михаил Полянский пишет:Найдём кратчайший алгоритм решения задачки из 6-го класса?
Условие: Число 120 разбито на три части. Первая часть относится ко второй как 1/2, вторая часть относится к третьей части как 3/4. Вычислите эти части.
p/s У меня есть решение, но не знаю, насколько короткий алгоритм.
120 = a + b + c
a/b = 1/2
b/c = 3/4
и дальше решаем систему.
Ведь язык математики это тоже лингвистика. Фактически мы делаем перевод с русского на математический.
Re: Две задачки на деление отрезка на части.
Алгоритм решения дробных задач затрагивает и решается через числовую ось!
Распространённая ошибка состоит в том применении алгебры для дискретных решений. Дробность появляется после деления и придания числового значения дискретной единице!
Распространённая ошибка состоит в том применении алгебры для дискретных решений. Дробность появляется после деления и придания числового значения дискретной единице!
Михаил Полянский- Модератор
- Сообщения : 3816
АКТИВНОСТЬ : 11656
РЕПУТАЦИЯ : 35
Дата регистрации : 2009-09-16
Возраст : 62
Откуда : Москва
Re: Две задачки на деление отрезка на части.
Зависимость между частями отрезка могла быть любой. Применение "числовой оси" есть не самый системный подход, то есть, применимый только к данной конкретной задаче. А надо стремиться решать как можно в более общем виде.Михаил Полянский пишет:Алгоритм решения дробных задач затрагивает и решается через числовую ось!
Распространённая ошибка состоит в том применении алгебры для дискретных решений. Дробность появляется после деления и придания числового значения дискретной единице!
О = х1 + х2 +.... + хn
x2 = f (x1,х3,...,xn)
...
xn = f (x1,х2,...,xn-1)
Тут никак, видимо, осью не обойдетесь.
Иными словами, либо тотальная конкретика (лингвистический вариант), либо абсолютная абстракция, принцип линкоров. Любые промежуточные костыли только притормаживают скорость решения.
Re: Две задачки на деление отрезка на части.
Это всё так. Только к этому ещё предстоит подводить ученика. А пока просто короткие алгоритмы и наглядные приёмы решений, развивающие логику. Подобно олимпиадным задачкам.nooartur пишет:
Иными словами, либо тотальная конкретика (лингвистический вариант), либо абсолютная абстракция, принцип линкоров. Любые промежуточные костыли только притормаживают скорость решения.
Михаил Полянский- Модератор
- Сообщения : 3816
АКТИВНОСТЬ : 11656
РЕПУТАЦИЯ : 35
Дата регистрации : 2009-09-16
Возраст : 62
Откуда : Москва
Re: Две задачки на деление отрезка на части.
1) Из условия следует, что 3-я часть больше 2-й и 1-й. Начинаем с 3-й части размечать на прямой линии рисками.
2) 3-я часть относится ко 2-й части как 4 к 3 , отмечаем 4 единичных отрезка для 3-й части и 3 единичных отрезка для 2-й части.
2-я часть в 2 раза больше 1-й части, тогда 1-я часть равна 1,5 единичных отрезка. Итого в сумме получилось 8,5 единиц.
3) 120 делим на 8,5 и получаем число для одного единичного отрезка. Для 3-й части это число умножаем на 4, для 2-й части умножаем на 3, для 1-й части умножаем на 1,5 . Проверяем полученные числа, складываем эти три числа, получается 120 (с учётом округлений).
Михаил Полянский- Модератор
- Сообщения : 3816
АКТИВНОСТЬ : 11656
РЕПУТАЦИЯ : 35
Дата регистрации : 2009-09-16
Возраст : 62
Откуда : Москва
Re: Две задачки на деление отрезка на части.
Спасибо за задачку. Вспомнил школу.Михаил Полянский пишет:Найдём кратчайший алгоритм решения задачки из 6-го класса?
Условие: Число 120 разбито на три части. Первая часть относится ко второй как 1/2, вторая часть относится к третьей части как 3/4. Вычислите эти части.
p/s У меня есть решение, но не знаю, насколько короткий алгоритм.
Перепишем условие: Число 120 разбито на три части. Первая часть относится ко второй как 1/2, вторая часть относится к третьей части как 6/8. Вычислите эти части.
Тогда первая часть относится ко второй как 3/6.
Промежуточный результат. Первая часть - 3/8, вторая - 6/8=3/4, третья - 1. Сумма = 17/8. Делим.
Окончательный результат. Первая часть - 3/17, вторая - 6/17, третья - 8/17. Или в числах, умножим: 360/17=21 3/17, 720/17=42 6/17, 960/17=56 8/17.
Последний раз редактировалось: vps137 (Вт Сен 19, 2017 8:27 am), всего редактировалось 3 раз(а)
Re: Две задачки на деление отрезка на части.
Да, спасибо! У Вас строгое решение по методике школы - так и должно быть - приведение к общему знаменателю и умножение частей на 120 А мне можно было бы заметить, что получилось 8,5 единиц и довести до целых единиц в частях, умножив на 2. Тогда общий знаменатель равен 17.vps137 пишет:Спасибо за задачку. Вспомнил школу.Михаил Полянский пишет:Найдём кратчайший алгоритм решения задачки из 6-го класса?
Условие: Число 120 разбито на три части. Первая часть относится ко второй как 1/2, вторая часть относится к третьей части как 3/4. Вычислите эти части.
p/s У меня есть решение, но не знаю, насколько короткий алгоритм.
Перепишем условие: Число 120 разбито на три части. Первая часть относится ко второй как 1/2, вторая часть относится к третьей части как 6/8. Вычислите эти части.
Тогда первая часть относится ко второй как 3/6.
Промежуточный результат. Первая часть - 3/8, вторая - 6/8=3/4, третья - 1. Сумма = 17/8. Делим.
Окончательный результат. Первая часть - 3/17, вторая - 6/17, третья - 8/17. Или в числах, умножим: 360/17=21 3/17, 720/17=42 6/17, 960/17=56 8/17.
А я с округлением поспешил... должно быть на картинке не 21,175, а 21,176, тогда как раз и погрешность будет -0,001
Последний раз редактировалось: Михаил Полянский (Вт Сен 19, 2017 8:35 am), всего редактировалось 1 раз(а)
Михаил Полянский- Модератор
- Сообщения : 3816
АКТИВНОСТЬ : 11656
РЕПУТАЦИЯ : 35
Дата регистрации : 2009-09-16
Возраст : 62
Откуда : Москва
Re: Две задачки на деление отрезка на части.
Пардооон! У меня нет никакого округления: 360+720+960=2040=120*17Михаил Полянский пишет:
Да, спасибо! У Вас строгое решение по методике школы - так и должно быть - приведение к общему знаменателю и умножение частей на 120 А мне можно было бы заметить, что получилось 8,5 единиц и довести до целых единиц в частях, умножив на 2. Тогда общий знаменатель равен 17. У моего ответа погрешность равна -0,002, а у Вашего ответа погрешность равна +0,7. Может быть Вы сильно округляли числа.
Я тоже с округлением поспешил... должно быть не 21,175, а 21,176, тогда как раз и погрешность будет -0,001
3/17== 0.176470588235, 9/17= 0.352941176471, 8/17=0.470588235294
Здесь округление до 12-го знака после запятой.
(Заметил, что в моем посту произошел странный сбой - удалились знаменатели)
Re: Две задачки на деление отрезка на части.
Да, извините, Валерий, я не увидел, что там правильно написаны дроби (слеш смутил) и что решение в дробях а не в десятичных числах (мне очки надо поменять :))
Спасибо, что Вы всё восстановили, как было правильно.
Сейчас вычеркну лишние слова из своего поста...
Спасибо, что Вы всё восстановили, как было правильно.
Сейчас вычеркну лишние слова из своего поста...
Михаил Полянский- Модератор
- Сообщения : 3816
АКТИВНОСТЬ : 11656
РЕПУТАЦИЯ : 35
Дата регистрации : 2009-09-16
Возраст : 62
Откуда : Москва
iv.scherbackow2017- Сообщения : 288
АКТИВНОСТЬ : 2972
РЕПУТАЦИЯ : 15
Дата регистрации : 2017-08-11
Re: Две задачки на деление отрезка на части.
Красивый результат.iv.scherbackow2017 пишет:64, 32, 24
Но неверный. У Вас первая часть относится ко второй не как 1/2, а как 2/1.
Re: Две задачки на деление отрезка на части.
мне было как-то не интересно писать: 80/3, 160/3, 40.vps137 пишет:Но неверный
Полагал, что ошибка в условии задачи.
Потому переставил.
Согласитесь, так задача выглядит гораздо элегантнее.
iv.scherbackow2017- Сообщения : 288
АКТИВНОСТЬ : 2972
РЕПУТАЦИЯ : 15
Дата регистрации : 2017-08-11
Re: Две задачки на деление отрезка на части.
П.С.
Вообще-то задача для 4 класса.
Алгоритм прост:
- Любое из искомых чисел обозначаем через переменную (например - через х)
- выражаем два остальных числа через эту же переменную, используя заданные в условии соотношения
- суммируем полученные переменные и приравниваем сумму к заданной в условии
- из полученного равенства находим значение переменной
- по найденному значению переменной вычисляем остальные.
End
Алгоритм при обозначении каждой неизвестной своей переменной значительно сложнее, поскольку с необходимостью приводит к системе уравнений.
Вообще-то задача для 4 класса.
Алгоритм прост:
- Любое из искомых чисел обозначаем через переменную (например - через х)
- выражаем два остальных числа через эту же переменную, используя заданные в условии соотношения
- суммируем полученные переменные и приравниваем сумму к заданной в условии
- из полученного равенства находим значение переменной
- по найденному значению переменной вычисляем остальные.
End
Алгоритм при обозначении каждой неизвестной своей переменной значительно сложнее, поскольку с необходимостью приводит к системе уравнений.
iv.scherbackow2017- Сообщения : 288
АКТИВНОСТЬ : 2972
РЕПУТАЦИЯ : 15
Дата регистрации : 2017-08-11
Re: Две задачки на деление отрезка на части.
Да, конечно. Вы правы. Ваш вариант более подходит для 4-го класса. Наверное, Михаил, неверно сформулировал задачку своего внука.iv.scherbackow2017 пишет:П.С.
Вообще-то задача для 4 класса.
Алгоритм прост:
- Любое из искомых чисел обозначаем через переменную (например - через х)
- выражаем два остальных числа через эту же переменную, используя заданные в условии соотношения
- суммируем полученные переменные и приравниваем сумму к заданной в условии
- из полученного равенства находим значение переменной
- по найденному значению переменной вычисляем остальные.
End
Алгоритм при обозначении каждой неизвестной своей переменной значительно сложнее, поскольку с необходимостью приводит к системе уравнений.
Re: Две задачки на деление отрезка на части.
Ничего не формулировал позвонила жена и продиктовала условие. Потом ещё две с подобными дробями. А то что дроби неудобные, так потому и для 6 классаvps137 пишет:
Наверное, Михаил, неверно сформулировал задачку своего внука.
Михаил Полянский- Модератор
- Сообщения : 3816
АКТИВНОСТЬ : 11656
РЕПУТАЦИЯ : 35
Дата регистрации : 2009-09-16
Возраст : 62
Откуда : Москва
Re: Две задачки на деление отрезка на части.
тогда еще одна школьная задача для 4 класса с "неудобными дробями" на сообразительность:
из пункта А в пункт Б, расстояние между которыми 20 км, вышел охотник с собакой. Скорость охотника 5 км/час, скорость собаки - 25 км/час. Одновременно из пункта Б навстречу им выехал велосипедист со скоростью 15 км/час. Собака добежала до велосипедиста, развернулась, побежала навстречу охотнику и так бегала между велосипедистом и охотником пока они ни встретились.
Вопрос: сколько километров набегала собака?
из пункта А в пункт Б, расстояние между которыми 20 км, вышел охотник с собакой. Скорость охотника 5 км/час, скорость собаки - 25 км/час. Одновременно из пункта Б навстречу им выехал велосипедист со скоростью 15 км/час. Собака добежала до велосипедиста, развернулась, побежала навстречу охотнику и так бегала между велосипедистом и охотником пока они ни встретились.
Вопрос: сколько километров набегала собака?
iv.scherbackow2017- Сообщения : 288
АКТИВНОСТЬ : 2972
РЕПУТАЦИЯ : 15
Дата регистрации : 2017-08-11
Re: Две задачки на деление отрезка на части.
Я попытался решить эту задачку геометрически. Мысленно нарисовал три графика, три прямые с разными наклонами и понял, что бедный пес пробежал 20 км. Не уверен, что это верный результат, потому что пока не могу его обосновать.iv.scherbackow2017 пишет:тогда еще одна школьная задача для 4 класса с "неудобными дробями" на сообразительность:
из пункта А в пункт Б, расстояние между которыми 20 км, вышел охотник с собакой. Скорость охотника 5 км/час, скорость собаки - 25 км/час. Одновременно из пункта Б навстречу им выехал велосипедист со скоростью 15 км/час. Собака добежала до велосипедиста, развернулась, побежала навстречу охотнику и так бегала между велосипедистом и охотником пока они ни встретились.
Вопрос: сколько километров набегала собака?
Re: Две задачки на деление отрезка на части.
Складываем скорости охотника и велосипедиста = 20 км/ч, то есть они встретятся через 1 час. Собака за час набегает 25 км.
А где здесь дроби?
А где здесь дроби?
Михаил Полянский- Модератор
- Сообщения : 3816
АКТИВНОСТЬ : 11656
РЕПУТАЦИЯ : 35
Дата регистрации : 2009-09-16
Возраст : 62
Откуда : Москва
Re: Две задачки на деление отрезка на части.
так сразу написал - задача на сообразительность. Вы сообразили что считать надо время. А другие начинали считать именно собачьи зигзаги. Вот они - те самые "неудобные дроби". Потому и взял в кавычки - у сообразившего их конечно нет. А для остальных они вдвойне "неудобны", поскольку тут еще и их бесконечный ряд с вами обозначенным пределом. А с этим не всякий десятиклассник справится.Михаил Полянский пишет:А где здесь дроби?
То есть, в данной задаче основа короткого алгоритма - счет времени до встречи.
iv.scherbackow2017- Сообщения : 288
АКТИВНОСТЬ : 2972
РЕПУТАЦИЯ : 15
Дата регистрации : 2017-08-11
Re: Две задачки на деление отрезка на части.
Да, понял. Это подвох такой. Зигзаги пёсика можно считать до бесконечности - будут появляться "неудобные дроби".iv.scherbackow2017 пишет:так сразу написал - задача на сообразительность. Вы сообразили что считать надо время. А другие начинали считать именно собачьи зигзаги. Вот они - те самые "неудобные дроби". Потому и взял в кавычки - у сообразившего их конечно нет. А для остальных они вдвойне "неудобны", поскольку тут еще и их бесконечный ряд с вами обозначенным пределом. А с этим не всякий десятиклассник справится.Михаил Полянский пишет:А где здесь дроби?
То есть, в данной задаче основа короткого алгоритма - счет времени до встречи.
Предлагаю усложнить задачку. Собака, встретившись с велосипедистом его облаивает 1-ну минуту, и потом бежит к охотнику, и перед тем, как побежать обратно облизывает своего хозяина 1-ну минуту. Вопрос: Когда охотник встретится с велосипедистом, то собака будет лаять или облизывать?
Михаил Полянский- Модератор
- Сообщения : 3816
АКТИВНОСТЬ : 11656
РЕПУТАЦИЯ : 35
Дата регистрации : 2009-09-16
Возраст : 62
Откуда : Москва
Re: Две задачки на деление отрезка на части.
это уже не для школьников, поскольку де факто вы задали порог точности что вне школьной программы 4-6 класса.
А для школьников могу предложить еще одну шутливую задачу на "предсказание результата":
- задумать трехзначное число
- приписать к нему справа его же, так чтобы получилось шестизначное число
- разделить его на 11
- разделить его на задуманное число
- разделить его на 7.
И "предсказываете" ответ - 13.
Фишка в том что: 7*11*13=1001.
А для школьников могу предложить еще одну шутливую задачу на "предсказание результата":
- задумать трехзначное число
- приписать к нему справа его же, так чтобы получилось шестизначное число
- разделить его на 11
- разделить его на задуманное число
- разделить его на 7.
И "предсказываете" ответ - 13.
Фишка в том что: 7*11*13=1001.
iv.scherbackow2017- Сообщения : 288
АКТИВНОСТЬ : 2972
РЕПУТАЦИЯ : 15
Дата регистрации : 2017-08-11
Re: Две задачки на деление отрезка на части.
Помню, что в книге: В. Серпинский, "Что мы знаем и что не знаем о простых числах." - есть общий ответ решения подобных задач. Но не буду пока давать свой ответ. Пусть коллеги разомнутся...iv.scherbackow2017 пишет:это уже не для школьников, поскольку де факто вы задали порог точности что вне школьной программы 4-6 класса.
А для школьников могу предложить еще одну шутливую задачу на "предсказание результата":
- задумать трехзначное число
- приписать к нему справа его же, так чтобы получилось шестизначное число
- разделить его на 11
- разделить его на задуманное число
- разделить его на 7.
И "предсказываете" ответ - 13.
Фишка в том что: 7*11*13=1001.
Михаил Полянский- Модератор
- Сообщения : 3816
АКТИВНОСТЬ : 11656
РЕПУТАЦИЯ : 35
Дата регистрации : 2009-09-16
Возраст : 62
Откуда : Москва
Re: Две задачки на деление отрезка на части.
Решение задачки с собачкой на точности 1 минута.
Отвлекаемся пока от поправок, считаем дроби времени (по зигзагам собачки) в лоб: 1/2(30 минут) + 1/3(20 минут) + 1/12(5 минут) = 55 минут. Остаётся 5 минут.
Следующая дробь уже ничего не решает, так как мы заняли уже 3 минуты на поправку, да и ещё расстояние за 2 минуты уменьшилось. Собака бежит в сторону охотника и остаётся с ним.
Таким образом собака будет рядом с охотником. Почему бы не давать задачки на погрешность, приближения - в школах?
Отвлекаемся пока от поправок, считаем дроби времени (по зигзагам собачки) в лоб: 1/2(30 минут) + 1/3(20 минут) + 1/12(5 минут) = 55 минут. Остаётся 5 минут.
Следующая дробь уже ничего не решает, так как мы заняли уже 3 минуты на поправку, да и ещё расстояние за 2 минуты уменьшилось. Собака бежит в сторону охотника и остаётся с ним.
Таким образом собака будет рядом с охотником. Почему бы не давать задачки на погрешность, приближения - в школах?
Михаил Полянский- Модератор
- Сообщения : 3816
АКТИВНОСТЬ : 11656
РЕПУТАЦИЯ : 35
Дата регистрации : 2009-09-16
Возраст : 62
Откуда : Москва
Re: Две задачки на деление отрезка на части.
облаивая/облизывая собака 1 минуту бежит со скоростью велосипедиста/охотника.Михаил Полянский пишет:Найдите ошибку!?
iv.scherbackow2017- Сообщения : 288
АКТИВНОСТЬ : 2972
РЕПУТАЦИЯ : 15
Дата регистрации : 2017-08-11
Страница 1 из 2 • 1, 2
Похожие темы
» Введение в 30-ричную СС (в части решений задачи составных)
» Парадигма части VS Парадигма целого...
» Парадигма части VS Парадигма целого...
Страница 1 из 2
Права доступа к этому форуму:
Вы не можете отвечать на сообщения