об истине
Участников: 5
Страница 3 из 3
Страница 3 из 3 • 1, 2, 3
об истине
Первое сообщение в теме :
Фома Аквинский
Дискуссионные вопросы об истине
Вопрос первый
В-четвертых ставится вопрос: одна ли истина, благодаря которой все истинно?
И кажется, что так: ведь Ансельм говорит в книге "Об истине" [1], что как время относится к временному, так и истина к истинным вещам. Но время относится ко всему временному таким образом, что есть только одно время. Следовательно, и истина так будет относиться ко всему истинному, что будет только одна истина.
3. Кроме того, Ансельм в книге "Об истине" [2] так ведет доказательство: если бы были многие истины многих истинных [вещей], то надлежало, чтобы истины изменялись из-за варьирования истинных [вещей]. Но истина не изменяется из-за варьирования истинных [вещей], поскольку если бы даже разрушились истинные или правильные вещи, остались бы истина и правильность, согласно которым они суть истинные и правильные. Следовательно, истина только одна. Меньшую [посылку] он доказывает тем, что если разрушен знак, остается правильность обозначения, поскольку правильное - это когда то обозначено, что обозначал этот знак. И по тому же основанию, если разрушится что-либо истинное или правильное, останется их правильность или истина.
Но против: Августин в книге "Об истинной религии" [3] [говорит, что] "как подобие есть форма подобного, так и истина есть форма истинного"; но [существуют] многие подобия многих подобных [вещей]; следовательно, [существуют] многие истины многих истинных [вещей].
Ответ: следует сказать, что, как ясно из сказанного прежде, истина собственным образом находится в человеческом или божественном интеллекте, подобно тому, как здоровье в живом существе. В вещах же других истина находится в их отношении к интеллекту, подобно тому, как и о здоровье чего-либо другого говорится, поскольку оно воздействует на здоровье живого существа или сохраняет его. Таким образом, истина есть в интеллекте божественном первично и в собственном смысле, в интеллекте же человеческом - в собственном смысле, но вторичным образом, в вещах же - в несобственном смысле и вторичным образом, лишь в отношении к одной из двух истин [интеллектов]. Следовательно, есть лишь одна истина божественного интеллекта, из которой происходят многие истины в человеческом интеллекте, "подобно тому, как от одного человеческого лица получается многие отражения в зеркале", как говорит глосса [4] на Псалом: "Истины раздроблены сынами человеческими". Истины же, которые в вещах, суть многие, подобно бытийствованиям (entitas) вещей.
Истина же, которая сказывается о вещах в соотношении с человеческим интеллектом, некоторым образом акцидентальна им, поскольку, если предположим, что человеческого интеллекта нет и быть не могло, то вещи оставались бы в своей сущности. Но истина, которая о них сказывается в их соотношении с божественным интеллектом, их неотделимо сопровождает, поскольку они не могли бы субсистировать, если бы не были произведены в бытие божественным интеллектом. Ведь истина присуща вещи в соотношении с божественным интеллектом первичнее, чем с человеческим, поскольку она относится к божественному интеллекту, как к причине, к человеческому же, некоторым образом, как к следствию, поскольку [человеческий] интеллект принимает знание от вещей. Итак, следовательно, о некоторой вещи говорится, что она истинна по отношению к истине божественного интеллекта первичнее, чем по отношению к истине человеческого интеллекта. Следовательно, если истина принимается во внимание, сказанная в собственном смысле - согласно которой всё суть истинное первичным образом, то всё суть истинное благодаря единой истине, то есть, истине божественного интеллекта. И в этом смысле об истине говорилось Ансельмом в книге "Об истине"; если же принимается во внимание истина, сказанная в собственном смысле, согласно которой о вещах говорится вторичным образом, что они истинны, то существуют многие истины многих истинных [вещей], и даже многие истины относительно одного истинного в различных душах. Если же принимается во внимание истина, согласно которой обо всем говорится "истинное", сказанная в несобственном смысле, то существуют многие истины многих истинных [вещей], но только одна истина одной истинной [вещи]. Вещи же именуются истинными от истины, которая есть в божественном интеллекте или в человеческом интеллекте, подобно тому, как пища называется здоровой от здоровья, которое есть в живом существе, а не так, как от присущей формы. Но от истины, которая есть в самой вещи, которая есть ни что иное, как бытийствование (entitas), соответствующее интеллекту, или себя приводящая в соответствие с интеллектом, именуется как от присущей формы, подобно тому, как пища именуется здоровой от ее качества, из-за которого о ней говорится, что она - "здоровая".
1. Следовательно, относительно первого следует сказать, что время соотносится с временным, подобно тому, как мера с измеримым; поэтому ясно, что Ансельм говорил о той истине, которая есть мера всех истинных вещей, и таковая единственная нумерически, подобно тому, как и время одно, как делается заключение во втором аргументе. Истина же, которая в человеческом интеллекте или в самих вещах, относится к вещи не как внешняя и общая мера к измеримому, но или как измеренное к мере, что происходит в случае (est de) истины человеческого интеллекта (и таким образом, надлежит ей изменяться согласно изменению вещей), или же как присущая мера, как происходит в случае истины, которая есть в самих вещах (и этой мере надлежит умножаться, согласно множеству измеримого, подобно тому, как различные тела обладают различной протяженностью).
3. Относительно третьего следует сказать, что истина, которая останется, если бы разрушились вещи, есть истина божественного интеллекта, и она является единственной просто нумерически. Истина же, которая есть в вещах или в душе, изменяется согласно варьируемости вещей.
1. Относительно первого "против" следует сказать, что подобие в собственном смысле находится в обоих подобных [вещах]. Истина же, поскольку она есть некое схождение интеллекта и вещи, в собственном смысле находится не в обоих, но в интеллекте. Поэтому, поскольку интеллект один, то есть божественный, согласно которому все [вещи] - истинны, и называются истинными, то надлежит всякой быть истинной согласно одной истине, хотя во множестве подобных [вещей] суть различные подобия.
Фома Аквинский
Дискуссионные вопросы об истине
Вопрос первый
В-четвертых ставится вопрос: одна ли истина, благодаря которой все истинно?
И кажется, что так: ведь Ансельм говорит в книге "Об истине" [1], что как время относится к временному, так и истина к истинным вещам. Но время относится ко всему временному таким образом, что есть только одно время. Следовательно, и истина так будет относиться ко всему истинному, что будет только одна истина.
3. Кроме того, Ансельм в книге "Об истине" [2] так ведет доказательство: если бы были многие истины многих истинных [вещей], то надлежало, чтобы истины изменялись из-за варьирования истинных [вещей]. Но истина не изменяется из-за варьирования истинных [вещей], поскольку если бы даже разрушились истинные или правильные вещи, остались бы истина и правильность, согласно которым они суть истинные и правильные. Следовательно, истина только одна. Меньшую [посылку] он доказывает тем, что если разрушен знак, остается правильность обозначения, поскольку правильное - это когда то обозначено, что обозначал этот знак. И по тому же основанию, если разрушится что-либо истинное или правильное, останется их правильность или истина.
Но против: Августин в книге "Об истинной религии" [3] [говорит, что] "как подобие есть форма подобного, так и истина есть форма истинного"; но [существуют] многие подобия многих подобных [вещей]; следовательно, [существуют] многие истины многих истинных [вещей].
Ответ: следует сказать, что, как ясно из сказанного прежде, истина собственным образом находится в человеческом или божественном интеллекте, подобно тому, как здоровье в живом существе. В вещах же других истина находится в их отношении к интеллекту, подобно тому, как и о здоровье чего-либо другого говорится, поскольку оно воздействует на здоровье живого существа или сохраняет его. Таким образом, истина есть в интеллекте божественном первично и в собственном смысле, в интеллекте же человеческом - в собственном смысле, но вторичным образом, в вещах же - в несобственном смысле и вторичным образом, лишь в отношении к одной из двух истин [интеллектов]. Следовательно, есть лишь одна истина божественного интеллекта, из которой происходят многие истины в человеческом интеллекте, "подобно тому, как от одного человеческого лица получается многие отражения в зеркале", как говорит глосса [4] на Псалом: "Истины раздроблены сынами человеческими". Истины же, которые в вещах, суть многие, подобно бытийствованиям (entitas) вещей.
Истина же, которая сказывается о вещах в соотношении с человеческим интеллектом, некоторым образом акцидентальна им, поскольку, если предположим, что человеческого интеллекта нет и быть не могло, то вещи оставались бы в своей сущности. Но истина, которая о них сказывается в их соотношении с божественным интеллектом, их неотделимо сопровождает, поскольку они не могли бы субсистировать, если бы не были произведены в бытие божественным интеллектом. Ведь истина присуща вещи в соотношении с божественным интеллектом первичнее, чем с человеческим, поскольку она относится к божественному интеллекту, как к причине, к человеческому же, некоторым образом, как к следствию, поскольку [человеческий] интеллект принимает знание от вещей. Итак, следовательно, о некоторой вещи говорится, что она истинна по отношению к истине божественного интеллекта первичнее, чем по отношению к истине человеческого интеллекта. Следовательно, если истина принимается во внимание, сказанная в собственном смысле - согласно которой всё суть истинное первичным образом, то всё суть истинное благодаря единой истине, то есть, истине божественного интеллекта. И в этом смысле об истине говорилось Ансельмом в книге "Об истине"; если же принимается во внимание истина, сказанная в собственном смысле, согласно которой о вещах говорится вторичным образом, что они истинны, то существуют многие истины многих истинных [вещей], и даже многие истины относительно одного истинного в различных душах. Если же принимается во внимание истина, согласно которой обо всем говорится "истинное", сказанная в несобственном смысле, то существуют многие истины многих истинных [вещей], но только одна истина одной истинной [вещи]. Вещи же именуются истинными от истины, которая есть в божественном интеллекте или в человеческом интеллекте, подобно тому, как пища называется здоровой от здоровья, которое есть в живом существе, а не так, как от присущей формы. Но от истины, которая есть в самой вещи, которая есть ни что иное, как бытийствование (entitas), соответствующее интеллекту, или себя приводящая в соответствие с интеллектом, именуется как от присущей формы, подобно тому, как пища именуется здоровой от ее качества, из-за которого о ней говорится, что она - "здоровая".
1. Следовательно, относительно первого следует сказать, что время соотносится с временным, подобно тому, как мера с измеримым; поэтому ясно, что Ансельм говорил о той истине, которая есть мера всех истинных вещей, и таковая единственная нумерически, подобно тому, как и время одно, как делается заключение во втором аргументе. Истина же, которая в человеческом интеллекте или в самих вещах, относится к вещи не как внешняя и общая мера к измеримому, но или как измеренное к мере, что происходит в случае (est de) истины человеческого интеллекта (и таким образом, надлежит ей изменяться согласно изменению вещей), или же как присущая мера, как происходит в случае истины, которая есть в самих вещах (и этой мере надлежит умножаться, согласно множеству измеримого, подобно тому, как различные тела обладают различной протяженностью).
3. Относительно третьего следует сказать, что истина, которая останется, если бы разрушились вещи, есть истина божественного интеллекта, и она является единственной просто нумерически. Истина же, которая есть в вещах или в душе, изменяется согласно варьируемости вещей.
1. Относительно первого "против" следует сказать, что подобие в собственном смысле находится в обоих подобных [вещах]. Истина же, поскольку она есть некое схождение интеллекта и вещи, в собственном смысле находится не в обоих, но в интеллекте. Поэтому, поскольку интеллект один, то есть божественный, согласно которому все [вещи] - истинны, и называются истинными, то надлежит всякой быть истинной согласно одной истине, хотя во множестве подобных [вещей] суть различные подобия.
Кравченко- Сообщения : 602
АКТИВНОСТЬ : 5245
РЕПУТАЦИЯ : 15
Дата регистрации : 2011-09-21
Возраст : 75
Откуда : Калининград
Re: об истине
Наши органы чувств являются посредниками между той действительностью, о которой ведет речь Кравченко, и моделью действительности, которая создается в сознании. С этим ничего не поделать - такая селяви. Речь может идти лишь о степени соответствия модели и реальности. А какие там кванты захватываются нагими рецепторами - это дело биофизиков.Михаил Полянский пишет:Тут немного сложней. О чем (только в острой форме, человек резкий) Кравченко и говорит. Все эти понятия напыщены нашим сознанием. А рецепторы играют роль только самосохранения в среде обитания. Как обойтись без рецепторов? Вот главный вопрос, который пытается (и правильно пытается) решить Кравченко. Это забыть своё сознание и перейти к делу. А именно, взять экспериментальные физические факты, но только те из них, под которыми не обнаруживаются личные самосознания. Затем только конструировать модель...vps137 пишет:
Это идеализм, который как я помню с универа критиковал Ленин - что рецепторы это то, что нам дано. Мир существует объективно и без наших рецепторов. Модели строятся не для того, чтобы точно воспроизводить иррациональные числа, а чтобы с их помощью была бы какая-то предстазательность в повединии того явления, которое моделируется.
Re: об истине
увы, действительно только действие.vps137 пишет:Мир существует объективно и без наших рецепторов
Все остальное - бла-бла.
Вы можете что угодно себе воображать, но физика как наука начинается и заканчивается регистрацией квантованного действия.
модель всегда много проще действительности. Преимущество - быстро просчитывается. Недостаток - всегда будет несоответствие между моделью и фактом.vps137 пишет:Речь может идти лишь о степени соответствия модели и реальности
Собственно, структурная механика и есть попытка разработать модель максимально соответствующую действительности.
iv.scherbackow2017- Сообщения : 288
АКТИВНОСТЬ : 2763
РЕПУТАЦИЯ : 15
Дата регистрации : 2017-08-11
Re: об истине
Мне кажется, здесь немного иначе. Речепторы дают информацию сознанию о внешнем Мире. На основе этой информации человек, да и любое животное, строит в коре своего головного мозга отображение этого Мира. Конечно, не только для того, чтобы самосохраниться. Теоретик стоит теорию, которая объясняет устройство Мира и предсказывает "что будет если". При этом он опирается не столько на физические факты, сколько на свой разум, здравый смысл, интуицию, фантазию - конечно, так, чтобы не противоречить этим фактам.Михаил Полянский пишет:Тут немного сложней. О чем (только в острой форме, человек резкий) Кравченко и говорит. Все эти понятия напыщены нашим сознанием. А рецепторы играют роль только самосохранения в среде обитания. Как обойтись без рецепторов? Вот главный вопрос, который пытается (и правильно пытается) решить Кравченко. Это забыть своё сознание и перейти к делу. А именно, взять экспериментальные физические факты, но только те из них, под которыми не обнаруживаются личные самосознания. Затем только конструировать модель...vps137 пишет:
Это идеализм, который как я помню с универа критиковал Ленин - что рецепторы это то, что нам дано. Мир существует объективно и без наших рецепторов. Модели строятся не для того, чтобы точно воспроизводить иррациональные числа, а чтобы с их помощью была бы какая-то предстазательность в повединии того явления, которое моделируется.
Re: об истине
Это делает Вам честь.iv.scherbackow2017 пишет:увы, действительно только действие.vps137 пишет:Мир существует объективно и без наших рецепторов
Все остальное - бла-бла.
Вы можете что угодно себе воображать, но физика как наука начинается и заканчивается регистрацией квантованного действия.модель всегда много проще действительности. Преимущество - быстро просчитывается. Недостаток - всегда будет несоответствие между моделью и фактом.vps137 пишет:Речь может идти лишь о степени соответствия модели и реальности
Собственно, структурная механика и есть попытка разработать модель максимально соответствующую действительности.
Да, физика экспериментальная наука - но не только. Результат эксперимента может быть выражен как угодно. Напр. Эрстед не видел никакого "квантованного действия", а заметил лишь отклонение стрелки компаса.
Re: об истине
Набор тавтологий (ничего не разъясняющих, а только вальс слов):Кравченко пишет:Фома Аквинский
Дискуссионные вопросы об истине
Вопрос первый
В-четвертых ставится вопрос: одна ли истина, благодаря которой все истинно?
И кажется, что так: ведь Ансельм говорит в книге "Об истине" [1], что как время относится к временному, так и истина к истинным вещам. Но время относится ко всему временному таким образом, что есть только одно время. Следовательно, и истина так будет относиться ко всему истинному, что будет только одна истина.
= "одна ли истина, благодаря которой все истинно?",
= " как время относится к временному",
= "время относится ко всему временному таким образом, что есть только одно время",
= " истина так будет относиться ко всему истинному, что будет только одна истина."
У Вас какая-то особенная трава - по травяному травянится и затравянивается на травку травянно...
Михаил Полянский- Модератор
- Сообщения : 3816
АКТИВНОСТЬ : 11447
РЕПУТАЦИЯ : 35
Дата регистрации : 2009-09-16
Возраст : 61
Откуда : Москва
Re: об истине
Истина - это опция познания. У этой опции есть категории. Первая категория познания истины - это есьм ОПЫТ.
дальше размышляйте...
дальше размышляйте...
Михаил Полянский- Модератор
- Сообщения : 3816
АКТИВНОСТЬ : 11447
РЕПУТАЦИЯ : 35
Дата регистрации : 2009-09-16
Возраст : 61
Откуда : Москва
Страница 3 из 3 • 1, 2, 3
Страница 3 из 3
Права доступа к этому форуму:
Вы не можете отвечать на сообщения
|
|