О необходимости ревизии математики
Участников: 4
Страница 1 из 1
О необходимости ревизии математики
Фундаментальные проблемы математики заложены в Аристотелевой логике, а именно в использовании закона исключения третьего, без учета ограничений философского характера накладываемых на этот закон. Закон исключения третьего учитывает только две из трех форм существования бытия, упуская третью форму бытия, мы устремляемся по ложному пути познания.
Первая форма бытия – это не существование, выражаемое как ноль. Вторая форма бытия – это то, что существует, обычно выражаемое натуральным числом. С этого начинается математическая логика.
Третья форма бытия, в Европейской философской школе недостаточно освещена, но ей уделяется огромное значение в системе Индийской философии. Для ее описания создано специальное философское учение – Маявада. Третья форма бытия определяется как то, что существует при определенных обстоятельствах и не существует само по себе. Для ее обозначения используют слово МАЯ. Таким образом, мая сочетает в себе признаки как существования так и не существования. При определенных обстоятельствах она может быть выражена натуральным числом, при отсутствии этих обстоятельств она выражается как ноль.
Например: рассмотрим белый круг на черном фоне. Граница между черным и белым цветом не принадлежит ни белому, ни черному, но именно она определяет то, что мы называем формой круга. Эта форма существует только при совместном наличии белого и черного цвета и не существует сама по себе, поэтому она обладает природой маи.
Как ее выразить математически. Для этого необходимо ввести специальное число, подобное иррациональному числу i, обозначим его как i_. Это число позволяет нам различать то что обладает существованием и то что имеет признаки как существования так и не существования.
Рассмотрим простенькую задачку «На ветке сидело 4 синицы и 3 снегиря. Сколько птиц сидело?». Считается правильным такая запись: «4+3=7». В действительности три снегиря и четыре синицы вместе составляют не 7, как общепринято считать, а 7i_. Поясню. Сеть птиц это абстрактное число, оно включает в себя нечто от познаваемого и нечто от процесса познания. Понятие птица возникает и существует в нашем сознании как абстракция именно в результате процесса познания и имеет природу Маи, потому что в природе абстрактной птицы не существует, а семь птиц, когда они рассматриваются обобщенно, обладают признаком существования. Любая абстракция наделена природой маи, но в математических записях мы не отличаем ее от того, что обладает истинным существованием.
Более сложный пример: В физике общеизвестным является факт, что во всех научных экспериментах, в конечном счете, мы измеряем только длины временных промежутков и пространственных интервалов. Ни одна из таких величин как масса, сила, энергия, электрический заряд, импульс и.т.д., не измеряется непосредственно. Почему. Потому что все эти концепции возникли в нашем сознании в результате процесса познания и имеют в себе нечто от процесса познания и нечто, от познаваемого и обладают природой Маи. Концепция энергии наделена признаком существования при взаимодействии объектов, но в отсутствии взаимодействия саму энергию мы обнаружить не можем, потому что она не обладает самостоятельным существованием.
И тут возникает очень интересный психический феномен. В существовании энергии не сомневается ни один физик. Почему. Мы постоянно теряем из виду третью форму бытия и сводим все к дуальному представлению. Нечто может или существовать или не существовать, третьего не дано.
Вот что писал один из основателей квантовой механики – Гейзенберг: «Логика, называемая квантовой, была проанализирована уже в 30-е годы Г. Биркгофом и И. фон Нейманом, а недавно вновь подробно исследована К. Ф. фон Вейцзеккером. Прежде всего, здесь должна утрачивать силу одна из основополагающих аксиом аристотелевской логики, то есть логики повседневной жизни. Речь идет о принципе, согласно которому либо утверждение некоего высказывания, либо его отрицание должно быть верным. А другое ложным, третьего не дано».
. По своей природе мая часто связанна с процессом познания и возникает в процессе познания. Но приобретение знаний без процесса познания не представляется возможным, поэтому избавится от маи в системе наших знаний не возможно, но мы можем учитывать ее присутствие и связанные с этим ограничения.
В действительности все наши знания относятся не исключительно к познаваемому, а представляют собой твердый сплав познаваемого и процесса познания. Под процессом познания здесь следует понимать процессы, происходящие в нашем сознании.
Например, рассмотрим принцип относительности Галилея. Наблюдатель, попеременно отождествляя себя с той или иной системой отсчета, обнаруживает один и тот же объект в состоянии покоя или равномерного прямолинейного движения. Это различие не связанно с природой объекта, а возникает в результате специфики процессов познания происходящих в нашем сознании.
Это приводит к тому, что процесс познания одновременно выступает и процессом творения. Вся история развития цивилизации служит тому подтверждением. В прошлом, чего только люди не придумывали пытаясь познать мир. По этому поводу Ауробиндо Гхош заметил: "Похоже мы живем в мире который сами и придумали". Но все эти выдумки содержат в себе долю истины присутствующую в качестве реально существующего познаваемого.
Но если математики введут в исчисление специальное число для обозначения того что одновременно обладает признаками существования и не существования, то похоже ситуацию можно выправить.
Виталий Андрияш- Сообщения : 8
АКТИВНОСТЬ : 3472
РЕПУТАЦИЯ : 3
Дата регистрации : 2015-06-07
Re: О необходимости ревизии математики
"...Например: рассмотрим белый круг на черном фоне. Граница между черным и белым цветом не принадлежит ни белому, ни черному, но именно она определяет то, что мы называем формой круга. Эта форма существует только при совместном наличии белого и черного цвета и не существует сама по себе, поэтому она обладает природой маи..."
Виталий!
Граница белого круга существует независимо от черного или другого фона. Здесь представлены свойства фотонов.
Другой пример: кипящий чайник, со дна всплывают пузыри. Пузыри образуются из паров воды. Вода приняла газообразное состояние, то есть изменилось качество воды, физическое состояние. Образовалась ГРАНИЦА между жидкостью и газом. ГРАНИЦА СУЩЕСТВУЕТ как область пространства, где происходят физические процессы превращения жидкости в газ.
Маявда:
http://audioveda.ru/tag?id=271
Маявадой именуют монистическую доктрину Шанкары, родившегося приблизительно в 788 н. э. и умершего приблизительно в 820., индийского религиозного философа и поэта, реформатора индуизма. Философская система Шанкары известна также как адвайта-веданта.
Шанкара родился в браминской семье в Малабаре (современная Керала). В раннем детстве он отрёкся от мира и стал учеником Говинды, ученика Гаудапады. Шанкара основал несколько религиозных сообществ. Его основные работы – это комментарии к Брахма Сутре Бадараяны (к Веданта-Сутре), к Упанишадам и к Бхагавад-гите.
Согласно Шанкаре, единственная и вездесущая Реальность есть Брахман, верховный объективный принцип, идентичный «я» (атману или душе), которое есть субъективный принцип. Кажущаяся множественность мира объясняется майей, особой силой божественного; майя – это иллюзия, которая временами скрывает, а временами искажает истину. Наше невежество (авидья) не позволяет нам постигать единство Брахмана, создающего мир множественности, с его движением и изменением.
Шанкара не признаёт реальность изменения, которое он объясняет как не более чем мнимость. Он отказывается давать статус реальности эмпирическому миру, хотя при этом он считает последний объективным в той мере, в которой за каждой мнимостью находится её скрытый субстратум – чистое существование (Брахман).
Шанкара последователен в различении эмпирической и трансцендентной точек зрения – из которых проистекают две разные картины – и он утверждает правила превращения одной точки зрения в другую; эти правила приводят к отвержению атрибутов, таких как творение, движение, изменение и качество, которые являются функциями нашего невежества.
На вершине системы Шанкары стоит доктрина имманентной и трансцендентной божественности, которая не обладает качествами, и спасения (мокшы), которое достигается свободной реализацией сущностного тождества «я» и Брахмана.
Работы Шанкары служат фундаментом для многих комментариев к Веданте, из которых лучше всего известна Панчападика Падмапады, одного из учеников Шанкары. Доктрина Шанкары оказала исключительное влияние на традиционное мировоззрение индуизма, её влияние ощущается даже сегодня; его труд внёс вклад в победу ведических взглядов над буддизмом, который был вытеснен из Индии вскоре после жизни Шанкары.
Виталий!
Граница белого круга существует независимо от черного или другого фона. Здесь представлены свойства фотонов.
Другой пример: кипящий чайник, со дна всплывают пузыри. Пузыри образуются из паров воды. Вода приняла газообразное состояние, то есть изменилось качество воды, физическое состояние. Образовалась ГРАНИЦА между жидкостью и газом. ГРАНИЦА СУЩЕСТВУЕТ как область пространства, где происходят физические процессы превращения жидкости в газ.
Маявда:
http://audioveda.ru/tag?id=271
Маявадой именуют монистическую доктрину Шанкары, родившегося приблизительно в 788 н. э. и умершего приблизительно в 820., индийского религиозного философа и поэта, реформатора индуизма. Философская система Шанкары известна также как адвайта-веданта.
Шанкара родился в браминской семье в Малабаре (современная Керала). В раннем детстве он отрёкся от мира и стал учеником Говинды, ученика Гаудапады. Шанкара основал несколько религиозных сообществ. Его основные работы – это комментарии к Брахма Сутре Бадараяны (к Веданта-Сутре), к Упанишадам и к Бхагавад-гите.
Согласно Шанкаре, единственная и вездесущая Реальность есть Брахман, верховный объективный принцип, идентичный «я» (атману или душе), которое есть субъективный принцип. Кажущаяся множественность мира объясняется майей, особой силой божественного; майя – это иллюзия, которая временами скрывает, а временами искажает истину. Наше невежество (авидья) не позволяет нам постигать единство Брахмана, создающего мир множественности, с его движением и изменением.
Шанкара не признаёт реальность изменения, которое он объясняет как не более чем мнимость. Он отказывается давать статус реальности эмпирическому миру, хотя при этом он считает последний объективным в той мере, в которой за каждой мнимостью находится её скрытый субстратум – чистое существование (Брахман).
Шанкара последователен в различении эмпирической и трансцендентной точек зрения – из которых проистекают две разные картины – и он утверждает правила превращения одной точки зрения в другую; эти правила приводят к отвержению атрибутов, таких как творение, движение, изменение и качество, которые являются функциями нашего невежества.
На вершине системы Шанкары стоит доктрина имманентной и трансцендентной божественности, которая не обладает качествами, и спасения (мокшы), которое достигается свободной реализацией сущностного тождества «я» и Брахмана.
Работы Шанкары служат фундаментом для многих комментариев к Веданте, из которых лучше всего известна Панчападика Падмапады, одного из учеников Шанкары. Доктрина Шанкары оказала исключительное влияние на традиционное мировоззрение индуизма, её влияние ощущается даже сегодня; его труд внёс вклад в победу ведических взглядов над буддизмом, который был вытеснен из Индии вскоре после жизни Шанкары.
Re: О необходимости ревизии математики
Немного странно это - использовать понятия из математики (например, мнимой единицы) для ревизии собственно математики.
Имхо, вопрос объективного существования и/или не существования, а равно и существования несуществующего - не может рассматриваться, решаться, или сопряжённо выводиться с помощью математики. Это вопрос относится чаще к физике, которая может использовать или не использовать известные методы математических расчётов. Да и физика пока полностью не способна дать ответ.
Хотя, рассмотрение субъективного существования опыта при изучении природы имеет первостепенный смысл, он (этот смысл) сам по себе субъективен. Может быть поэтому физические явления не заявляются истиной природы, а являются общественно (коллективно) осознанным опытом, а дальше уж не дело физики, из какого рода природного/божественного такой опыт воспроизводится... так как далее вступает в силу вера...
Имхо, вопрос объективного существования и/или не существования, а равно и существования несуществующего - не может рассматриваться, решаться, или сопряжённо выводиться с помощью математики. Это вопрос относится чаще к физике, которая может использовать или не использовать известные методы математических расчётов. Да и физика пока полностью не способна дать ответ.
Хотя, рассмотрение субъективного существования опыта при изучении природы имеет первостепенный смысл, он (этот смысл) сам по себе субъективен. Может быть поэтому физические явления не заявляются истиной природы, а являются общественно (коллективно) осознанным опытом, а дальше уж не дело физики, из какого рода природного/божественного такой опыт воспроизводится... так как далее вступает в силу вера...
Михаил Полянский- Модератор
- Сообщения : 3816
АКТИВНОСТЬ : 11656
РЕПУТАЦИЯ : 35
Дата регистрации : 2009-09-16
Возраст : 62
Откуда : Москва
Re: О необходимости ревизии математики
Прошу прощения за задержку с ответом.Был на природе и не было доступа и-нету.
В общем случае граница между двумя качественно-определенными состояниями может быть отсутствием какого либо качества, выражаемое как ноль. Но при этом возникает граница между качеством и отсутствием качества. Эта граница и обладает признаками существования и не существования.
В первые термин мая использовался в Ведах (5тыс лет до н.э.), Философия Шанкары использует этот термин в несколько иной интерпретации - как иллюзия. Не хочу вдаваться в тонкости вопроса, в данном случае принципиально другое. Закон исключения третьего Аристотеля, является универсальным или он применим только для логики в области дуализма. Гейзенберга традиционная логика не устраивала.
Поэтому ревизия должна начаться с пересмотра математических логик, а это в свою очередь должно расширить возможности математики.
В общем случае граница между двумя качественно-определенными состояниями может быть отсутствием какого либо качества, выражаемое как ноль. Но при этом возникает граница между качеством и отсутствием качества. Эта граница и обладает признаками существования и не существования.
В первые термин мая использовался в Ведах (5тыс лет до н.э.), Философия Шанкары использует этот термин в несколько иной интерпретации - как иллюзия. Не хочу вдаваться в тонкости вопроса, в данном случае принципиально другое. Закон исключения третьего Аристотеля, является универсальным или он применим только для логики в области дуализма. Гейзенберга традиционная логика не устраивала.
Поэтому ревизия должна начаться с пересмотра математических логик, а это в свою очередь должно расширить возможности математики.
Виталий Андрияш- Сообщения : 8
АКТИВНОСТЬ : 3472
РЕПУТАЦИЯ : 3
Дата регистрации : 2015-06-07
Re: О необходимости ревизии математики
Михаилу Полянскому. Прошу прощения за задержку с ответом. Мне очень приятно читать ваше сообщение. Сразу видно Вы схватили суть проблемы гораздо шире, чем она обозначена мной в статье.
Поэтому предлагаю более тотально подойти к обсуждаемым вопросам. Для этого публикую параллельную тему " Анализ проблем естествознания....".
Поэтому предлагаю более тотально подойти к обсуждаемым вопросам. Для этого публикую параллельную тему " Анализ проблем естествознания....".
Виталий Андрияш- Сообщения : 8
АКТИВНОСТЬ : 3472
РЕПУТАЦИЯ : 3
Дата регистрации : 2015-06-07
Re: О необходимости ревизии математики
Виталий, приветствую Вас на нашем форуме. Задержки с ответами - это ничего, главное разумная суть (форум никуда не торопится, да и я, Ваш покорный слуга, страдаю длительными отсутствиями на форуме).
О границе. Граница столь тонкая сублиния, что придание ей (границе) ширины кудабытонибыло - её непременно, как минимум, сглаживает, а порой уничтожает...Говорить о пересмотре логик, подойдя к границе, так это и есть процесс создания нового в мышлении науки... Перейдём к конкретике, пусть и где-то тотальной (в новой Вашей теме).
О границе. Граница столь тонкая сублиния, что придание ей (границе) ширины кудабытонибыло - её непременно, как минимум, сглаживает, а порой уничтожает...Говорить о пересмотре логик, подойдя к границе, так это и есть процесс создания нового в мышлении науки... Перейдём к конкретике, пусть и где-то тотальной (в новой Вашей теме).
Михаил Полянский- Модератор
- Сообщения : 3816
АКТИВНОСТЬ : 11656
РЕПУТАЦИЯ : 35
Дата регистрации : 2009-09-16
Возраст : 62
Откуда : Москва
Re: О необходимости ревизии математики
У меня есть на примерно эту же тему заметка:Виталий Андрияш пишет:Фундаментальные проблемы математики заложены в Аристотелевой логике, а именно в использовании закона исключения третьего.
http://academy.noo-ws.com/academy.html?act=article&id=10608
Математика не отличает операции с реальными сущностями, и с вымышленными. И софизмы сводятся к смешиванию математических операций с теми и другими в единых воображаемых процессах.
Похожие темы
» Философская беседа - перенесённая из Математики
» Значение математики в физической теории.
» Философия математики: актуальные проблемы
» Обоснование математики - вечная проблема?
» Значение математики в физической теории.
» Философия математики: актуальные проблемы
» Обоснование математики - вечная проблема?
Страница 1 из 1
Права доступа к этому форуму:
Вы не можете отвечать на сообщения